Законом № 212-ФЗ уставлены отдельные тарифы (ставки) для разных категорий плательщиков взносов.
Для основной части плательщиков взносов установлены следующие тарифы:
Год | Пенсионный фонд, % | ФСС России, % | ФФОМС, % | ТФОМС, % |
---|---|---|---|---|
2010 | 20 | 2,9 | 1,1 | 2 |
2011 | 26 | 2,9 | 2,1 | 3 |
Кто уплачивает страховые взносы по пониженным тарифам
Пониженные ставки страховых взносов установлены для сельскохозяйственных производителей, которые не платят единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), но отвечают условиям статьи 346.2 НК РФ. Для этой категории плательщиков страховых взносов в 2010 году установлены следующие ставки:
Пенсионный фонд, % | ФСС России, % | ФФОМС, % | ТФОМС, % |
---|---|---|---|
15,8 | 1,9 | 1,1 | 1,2 |
Если сельхозпроизводители уплачивают ЕСХН, они будут перечислять в 2010 году страховые взносы по следующим ставкам:
Пенсионный фонд, % | ФСС России, % | ФФОМС, % | ТФОМС, % |
---|---|---|---|
10,3 | 0 | 0 | 0 |
По пониженным тарифам могут уплачивать страховые взносы также следующие категории страхователей:
резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны — с выплат физическим лицам, работающим на ее территории;
упрощенцы;
плательщики ЕНВД — с выплат физическим лицам в связи с ведением деятельности, облагаемой ЕНВД;
организации и предприниматели — с выплат инвалидам I, II или III группы;
общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля их заработной платы в фонде оплаты труда — не менее 25%;
учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для
оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.
Эти страхователи вправе уплачивать страховые взносы в 2010 году по следующим тарифам:
Пенсионный фонд, % | ФСС России, % | ФФОМС, % | ТФОМС, % |
---|---|---|---|
14 | 0 | 0 | 0 |
Кроме того, для всех страхователей с пониженными страховыми взносами (кроме УСН и ЕНВД!!!) , на период с 2011 по 2014 установлен переходный период:
Год | Пенсионный фонд, % | ФСС России, % | ФФОМС, % | ТФОМС, % |
---|---|---|---|---|
2011-2012 | 16 | 1,9 | 1,1 | 1,2 |
2013-2014 | 21 | 2,4 | 1,6 | 2,1 |
В другом письме Минфина России от 23 июля 2009 г. № 03-04-06-01/187 разъяснено, что для целей применения подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ понятие «единственный родитель» может включать случаи, когда отцовство ребенка юридически не установлено. В этом случае сведения об отце ребенка в справку о рождении ребенка по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» (форма № 25), вносятся на основании заявления матери.
В таких случаях мать ребенка может получать удвоенный налоговый вычет, предоставление которого прекращается с месяца, следующего за месяцем установления в соответствии с действующим законодательством отцовства ребенка, или наступления иных оснований, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ.
В письме Минфина России от 24 июля 2009 г. № 03-04-05-01/588 данная тема была развита. Для целей применения подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ понятие «единственный родитель» может включать случаи, когда отцовство ребенка юридически не установлено, в частности:
если сведения об отце ребенка в справке о рождении ребенка по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» (форма № 25), вносятся на основании заявления матери;
если по желанию матери ребенка сведения об отце ребенка в запись акта о рождении ребенка не внесены (ст. 17 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).
В таких случаях мать ребенка может получать удвоенный налоговый вычет, предоставление которого прекращается с месяца, следующего за месяцем установления в соответствии с действующим законодательством отцовства ребенка или наступления иных оснований, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ.
Кроме того, пополнился список писем с разъяснением позиции Минфина по поводу отказа от вычета в пользу другого родителя: 11.01.2009 №03-04-08-01/1, 27.02.2009 №03-04-08-01/85, 27.02.2009 №03-04-08-01/86, 03.03.2009 №03-04-05-01/98, 05.03.2009 №03-04-08-01/52, 16.07.2009 №03-04-08-01/563. Особое же внимание следует обратить на Письмо ФНС от 04.03.2009 3-5-03/233@, в частности вызывают интерес два последних абзаца письма:
«Следовательно, по мнению ФНС России, в случае отказа одного из родителей в пользу другого по причине нахождения налогоплательщика в отпуске по уходу за ребенком или в отпуске без сохранения заработной платы налоговый агент вправе предоставить стандартный налоговый вычет в двойном размере другому родителю.
На основании заявления об отказе от получения стандартного налогового вычета от не работающего родителя, то есть не состоящего в трудовых отношениях ни с каким налоговым агентом, стандартный налоговый вычет в двойном размере другому родителю налоговый агент предоставить не вправе.»
Таким образом, ФНС в отличии от Минфина существенно смягчило «требования» в частности ФНС допускает, что от вычета может отказаться мама находящаяся в отпуске по уходу за ребенком или в отпуске без сохранения заработной платы. Что в принципе говорит о том, что привязка Минфина к «наличию доходов облагаемых по ставке 13%» высосана из пальца.